Все дальше в историю уходит победа нашего народа в Великой Отечественной войне. С каждым годом растёт цифра, отдаляющая нас от этого знакового события, оставшегося уже в прошлом тысячелетии. 77 лет прошло с тех памятных трагических времен. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Но, чем дальше мы от этого дня, тем острее возникает потребность сохранить историческую память, собирая по крупицам информацию о сложном, но великом и славном прошлом русского народа.
Почти 35 миллионов человек прошло через войну, и каждого из них можно с полным правом назвать героем. Тем не менее, множество людей, которыми мы могли бы гордиться, остались почти неизвестными обществу. Установить и увековечить имена и судьбы этих солдат, восстановить историческую справедливость к забытым защитникам Родины и проявить заботу о социальной защищенности членов их семей — это патриотический гражданский долг каждого неравнодушного гражданина нашей страны.
Много славных героев дала миру наша страна. Среди них наш земляк, младший лейтенант, летчик-истребитель, Ерошкин Константин Федорович, который погиб смертью храбрых в неравном бою с немецкими захватчиками.
Жизненный путь и история Кости Ерошкина началась с его рождения 31 мая 1922 года в городе Орджоникидзеград Орловской области, по крайней мере, так записано в его метриках.
Что же это было за время? Краткий экскурс в историю покажет нам обстановку и быт людей в тот нелегкий период.
В 2023 году исполнится 145 лет с начала работы Орловско-Витебской железной дороги и 150 лет со дня снования Брянского рельсопрокатного завода (теперь АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод»). С нее-то, с дороги, все и начиналось.
Орлово-Витебская железная дорога. Россия в цвете. XIX век.: vita_life777 — ЖЖ (livejournal.com)
Когда строилась железная дорога из Орла в Рославль, недалеко от Брянска и железной дороги, предприимчивый инженер-химик В. Ф. Крахт купил несколько десятин земли, на которых построил небольшой завод по выработке синьки и свинцового сахара, пользовавшихся большим спросом. Возле своего нового завода В. Ф. Крахт построил дом для себя и несколько бараков для рабочих, которые потом десятки лет носили название: «Крахтовские бараки».
Возник этот новый завод Крахта вместе с бараками на рубеже 60-х и 70-х годов позапрошлого столетия возле железнодорожной станции «Бежица», названной по близлежащему селу Бежичи. В дальнейшем, станцию несколько раз переименуют, в «Брянский завод», а потом в станцию «Болва», по названию реки. Но это все будет потом. Пока у станции «Бежица» выстроились в линию только «крахтовские» бараки.
21-го июля 1873 года вышло высочайшее повеление «Разрешить статскому советнику Губонину и коллежскому асессору Голубеву учредить общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода…». Тогда же началось возведение завода, а инженера Крахта назначили его директором.
На стройку пришли крестьяне окрестных деревень и сёл Чайковичи, Ново-Александровская слобода. Пригнал голод крестьян и из дальних мест: из-под Рогнедина, из-под Сещи. Пришлые люди строили себе полуземлянки с восточной стороны завода, вдоль Болвы и селились в них.
Помните? у Некрасова –
А ныне, милость божия! —
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь!
Да-да! это о здешних местах! Вокруг были болота – гнездовья малярийных комаров. Люди болели, но не уходили, кругом ходила голодная смерть.
Картинки старой Бежицы – Фотоальбомы – Бежица. Путешествие в далекое и близкое (moy.su)
Завод рос, ширился и продукция его пользовалась все большим и большим спросом. Росли вокруг завода бараки, появились новые улицы. Возникала рабочая Бежица. Вначале она была деревянной и в основном одноэтажной. Двухэтажной и каменной была только гимназия. В 1923 году окраинными улицами считались: Кирова (бывшая Малоархангельская), Почтовая, Хуторская (теперь Ново-Советская), Рабочая и Металлистов. За этими улицами шумел лес и расстилалось пахотное поле завода.
17 февраля 1918 года ВСНХ объявил Брянский завод государственной собственностью
и Ленин подписал разрешение на выдачу заводу кредита вначале на 9 млн. рублей, а затем и на 20 млн. рублей, а также одобрил направление эшелонов с продовольствием в Брянск. Молодой Советской власти были нужны бронепоезда, боеприпасы, и она их получила.
То, что делалось тогда в цехах завода можно назвать трудовым подвигом. Люди работали сутками. Жены и дети приносили обеды на рабочие места. А из ворот выходили бронепоезда «Ленин», «Заря», «Красное Знамя», «Победа или смерть», «Смерть Деникину». Предприятие оказалось на главной магистрали индустриализации. Это влекло и большие перечисления денег на развитие Бежицы. В городе построили 14 четырехэтажных домов, много двух-трехэтажных. Тысячи рабочих из лачуг и полусгнивших бараков переселились в благоустроенные жилища с электрическим освещением, водопроводом, паровым отоплением. 1 Мая 1927 года в праздничной обстановке был заложен Дворец культуры. Все эти изменения радовали людей, вселяли прилив энергии, уверенность в счастливое будущее.
Дворец культуры завода «Красный Профинтерн» (theconstructivistproject.com)
Вот в такое время, в небольшом доме рабочего поселка Бежица, по ул. Карла Либкнехта, 31 мая 1922 года появился на свет Костя Ерошкин.
Константин, 1929г Константин, 1931г
Какое детство было у Кости, мы можем оценить только сейчас. Он был восьмым ребенком в семье! Сохранились лишь несколько фотографий мамы и братьев. Остальные фото, к сожалению, утрачены.
Из автобиографических документов мы видим, что мама Кости была домохозяйкой, вела дом, воспитывала детей, а отец с 1905 года по 1922 год работал на заводе «Красный Профинтерн» – это одно из прежних названий завода. В 1922 году, в год рождения Кости, отец умер.
Костя рос любознательным и шустрым ребенком, как и все мальчишки. По рассказам Костиной родной племянницы, Галины Леонидовны Черниковой, Костя мало чем отличался от своих сверстников, шалил, тренькал на отцовской балалайке, любил лыжи, увлекался фотографированием.
В 30-е годы Костя пошел учиться, в школу № 3. В ту пору жизнь школьников была наполнена множеством событий.
Всеобщее ликование по поводу спасения челюскинцев, героические перелёты Чкалова и Громова, ледовая эпопея отважной четвёрки полярников. Однако, уже тогда сквозь все эти восторги всё чаще и чаще проглядывало короткое зловещее слово – «война».
25 февраля 1939 года, в семнадцатилетнем возрасте, Костя вступил в ряды молодежной комсомольской организации. Это было важное событие, потому что тогда комсомол считался «помощником и резервом» коммунистической партии.
Развитие военно-воздушных сил в 30‑е годы потребовало значительного расширения и улучшения подготовки лётчиков. Именно в те годы началась широкая разъяснительная работа, целью которой было привлечь внимание молодежи к авиации и сформировать стремление овладеть профессией военного летчика, посвятить свою жизнь военно-воздушным силам. Массовой школой подготовки кадров для ВВС стал авиационный спорт, душой и сердцем которого был ленинский комсомол и ОСОАВИАХИМ.
«Молодёжь – на самолёты!» – такой клич был брошен в стране в начале 30-х годов, в связи с тем, что при бурно развивавшейся авиационной промышленности ощущалась острая нехватка авиаторов.
В Бежице, на базе завода “Красный Профинтерн”, в 1932 году открылась планерная станция с единственным планером УП-4, на котором юноши города делали свои первые шаги в авиации, а 10 октября 1933 года, на базе планерной станции, открылся Бежицкий аэроклуб. В этом же году на клубный аэродром в поселке Бордовичи поступили учебные самолёты У-2 (ПО-2). Аэроклуб укомплектовали лётно-инструкторским и техническим составом. Весной 1934 года на аэродроме Бежицкого аэроклуба началась лётная жизнь.
Орджоникидзеградский (Бежицкий) аэроклуб, руководители и курсанты 1940г.
Сотни юношей из рабочих семей Бежицы взялись за овладение самолётом, планером, парашютом. Началась эра бурного развития авиационного спорта. Юноши, прошедшие обучение на самолётах ПО-2, направлялись в военные училища лётчиков.
На лётном поле Бежицкого аэроклуба начиналась авиаторская жизнь Павла Камозина. Молодой слесарь завода оказался способным курсантом. По вечерам парень всегда отправлялся в клуб, где и проводил все свободное время.
Как и большинство молодых людей того времени, Костя «заболел» авиацией и потому никто из родных не удивился, когда он поступил в Бежицкий аэроклуб. Там и начался его путь в небо. (Характеристика из школы).
Наставников в летном деле не выбирают, как и родителей. Косте повезло. Тогда еще не известный, младший лейтенант Камозин Павел Михайлович стал его наставником. Будущий прославленный летчик, дважды герой Советского Союза.
Следуя зову души и своему увлечению, летом 1940 года, Константин поступает в Борисоглебскую военную авиационную школу имени Чкалова.
В то время напряженная обстановка в стране ощущалась, можно сказать, кончиками пальцев. В воздухе «пахло грозой», но только больше чем грозой, в воздухе пахло порохом. Так пахло предчувствие войны…
Татьяна Викторовна Клочкова, участник поисковой работы по летчику Ерошкину К.Ф.
(Продолжение следует… Оставшийся материал находится в стадии обработки.)