КРЕПОСТЬ НА КОЛЕСАХ
В начале Великой Отечественной войны коллективы трех родственных заводов — Ворошиловградского имени Октябрьской революции, брянского «Красный Профинтерн» и Коломенского завода тяжелого машиностроения решили построить своими силами в неурочное время два бронепоезда, вооружить их, укомплектовать добровольцами и передать фронту.
Первый бронепоезд был быстро построен на Коломенском заводе. Рождение второго, названного «За Родину!», началось на заводе «Красный Профинтерн». Но фронт быстро приблизился к Брянску, и в августе 1941 года бронеплощадки, броневые листы, материальная часть, предназначенные для бронепоезда, были погружены на железнодорожные платформы и отправлены в Ворошиловград, на завод имени Октябрьской революции. Сюда же прибыли и некоторые специалисты.
Партийная организация завода взяла под свой контроль сооружение и вооружение бронепоезда. За наиболее ответственными производственными участками были закреплены ветераны — коммунисты Квитковский, Супрун, Драгунов, Кожухарь, Яковлев.
Заводское руководство внимательно следило за ходом строительства и оперативно решало вопросы материально-технического снабжения, технологии сборки, которая обеспечивала бы досрочный выпуск броневой крепости на колесах. Самоотверженно трудились электросварщики Коновалов и Школа, накладывавшие сварные швы на броню боевых башен; сборщики Кожухарь, Супрун, Кучеров, Костин, Шепелев; монтажники электрооборудования, телефонной связи и радиостанции Ланцов, Голдованский, Дорошенко и многие другие.
Партийная организация подумала и об экипаже бронепоезда. В его состав были отобраны добровольцы — коммунисты П. В. Квитковский, И. И. Цекатунов, И. Е. Горошенко, В. И. Владимиров, А. П. Ромашин, А. Н. Драгунов, А. М. Мрыхин и другие. Комиссаром назначили А. Н. Енина.
Пока сооружался бронепоезд, его команда настойчиво изучала военное дело. В Вергунке и Лутугино велись учебные стрельбы.
В начале октября 1941 года бронепоезд был отправлен в распоряжение войск Южного фронта. Его боевые позиции располагались на участках Родаково—Дебальцево, Дебальцево—Чернухино, Дебальцево—Боржиковка — Алмазная.
Первый бой с противником произошел в районе станции Дебальцево-Сортировочная. Бронепоезд прорвался на территорию, занятую фашистами, и, курсируя на линии Алмазная—Дебальцево—Депрорадовка, вел артиллерийский и пулеметный огонь по живой силе и технике врага. Никто не дрогнул, не растерялся в первом бою. Орудийные расчеты Горошенко, Рымалова, Волкова, Толкачева прямой наводкой расстреливали фашистов.
Ночью немцы подорвали железнодорожные пути в тылу у бронепоезда. Однако бойцы А. Гарбузов, А. Леонтьев, М. Кобышев и другие под руководством путевого мастера В. Пузакова под огнем противника устранили повреждения, и бронепоезд, ведя огонь, благополучно возвратился на базу. Смело действовали и разведчики. В одной из вылазок они взяли «языка» — немецкого офицера. В другой операции в районе станции Комиссаровка разведчики Ларин и Петрушин с водителем бронемашины Желудевым встретили вражескую разведку и полностью ее уничтожили — двадцать гитлеровцев нашли свою смерть в этой стычке.
Враг нес ощутимые потери от внезапных огневых начетов крепости на колесах. Сам бронепоезд тоже часто попадал под жестокий огонь противника, но, умело маневрируя, выходил из этих обстрелов невредимым и без потерь.
Позже бронепоезд поступил в распоряжение командующего 18-й армии, некоторое время действовал в районе станции Заповедная, защищая железную дорогу Ростов—Москва. Выполнив задачу, вновь вернулся на землю Донбасса, на станцию Мануиловка.
Почти ежедневно бронепоезд совершал свои рейды, сея смерть среди фашистов. Не обходилось и без потерь. В одной из разведок в конце ноября погибли разведчики Петрунин, Конохов, Шевченко, Богатырев, наткнувшись на засаду немцев километрах в 7—8 от Дебальцево.
В конце ноября 1941 года части Красной Армии успешным наступлением освободили от гитлеровцев свыше 30 населенных пунктов. Вместе с ними действовала и команда бронепоезда «За Родину!»
Некоторое время бронепоезд действовал совместно с пехотным подразделением, которым командовал майор Рубанюк. Совместно планируемые операции проходили успешно. Только в районе Дебальцево команда бронепоезда уничтожила сотни гитлеровцев, много орудий, пулеметов, автомашин и другой техники врага.
Однажды часть майора Рубанюка получила приказ под прикрытием бронепоезда отбить у немцев село Вергилевку. Несколько часов продолжалась наша атака. Под прикрытием огня артиллерии и бронепоезда бойцы подразделения все ближе подвигались к селу. Немцы палили из дальнобойных орудий, пулеметов и автоматов. И все же не могли устоять под нашим напором. Потеряв до 600 человек убитыми, танки, орудия, автомашины, фашисты оставили Вергилевку.
За умелые действия, мужество и героизм, проявленные в боях, бронепоезду «За Родину!» было присвоено звание гвардейского, а бойцы и командиры удостоены правительственных наград.
Бронепоезд постоянно приходил на помощь стрелковым частям и подразделениям, которые вели бои в зоне его действия. Когда под Дебальцево попал в окружение полк чекистов, команде бронепоезда было приказано прорвать вражеское кольцо. Задача не из легких. Положение осложнялось тем, что на водонапорной башне, возвышавшейся над станцией, засели фашистские пулеметчики, не давая действовать нашим стрелкам. По приказу командира бронепоезда А. Бондаренко младший лейтенант Зрыбняк с несколькими бойцами на бронемотовозе под огнем противника прорвался к башне. Бойцы Фальченко, Жила, Волков забросали гранатами и заставили замолчать вражеских пулеметчиков. Тут вступила в действие бортовая артиллерия бронепоезда, в атаку пошли десантники младшего лейтенанта Заикина. Кольцо окружения было разорвано.
Все отличившиеся в этой операции бойцы отмечены медалями «За отвагу», а младший лейтенант Зрыбняк — орденом Боевого Красного Знамени. Всему личному составу бронепоезда и десантной роте командующий 12-й армией вынес благодарность.
Гитлеровцы, обозленные действиями бронепоезда «За Родину!», не раз пытались завлечь его в ловушку и уничтожить. Решили для этой цели использовать даже авиацию. Три «юнкерса» появились однажды над бронепоездом и сбросили бомбы, но они взорвались в стороне. Зенитчики ефрейтор Пащенко и второй номер расчета рядовой Аксенов открыли огонь по стервятникам из крупнокалиберного пулемета. Один «юнкерс» загорелся и врезался в землю, второй был сбит нашим истребителем, а третий поспешно покинул поле боя.
Фашисты не оставили намерения покончить с бронепоездом. Вскоре они бросили против него 15 самолетов. Стервятники, внезапно появившись из-за туч, начали бомбить бронепоезд. Паровоз и тендер были сброшены с рельсов, между ними заклинило автоцистерну. Отбомбившись, самолеты ушли. Видимо, решили, что все кончено. Но броня бронепоезда была надежной и убитых среди членов экипажа не оказалось. Правда, получили ранения командир Бондаренко, механик Рубежанский, командир зенитного расчета Андреев и военфельдшер Васильев. Их быстро эвакуировали в госпиталь.
Повреждения оказались серьезными, и бронепоезд пришлось отправить на завод имени Октябрьской революции для капитального ремонта. Здесь быстро устранили повреждения, поставили новую броню. После ремонта бронепоезд «За Родину!» продолжал громить немцев на участке Голубовка—Попасная, взаимодействуя с артиллерией 261-й стрелковой дивизии 12-й армии.
Летом 1942 года положение на Южном фронте осложнилось. Наши войска, понеся в боях тяжелые потери, отходили на восток. С ними двигался наш бронепоезд. Ранним утром 15 июля над бронепоездом появились немецкие самолеты и начали его бомбить. Три бомбардировщика зенитчики бронепоезда сбили. Но бой был неравным. Вышел из строя тендер. Смертельно ранены машинист Воропаев, кочегар Корбан. Взорвалась площадка ПВО и одна из бронеплощадок. Но орудийные расчеты Рымалова, Верейкина, Владимирова, задыхаясь от дыма, продолжали вести огонь.
Это был последний бой бронепоезда «За Родину!». В нем погибло большинство членов экипажа. Оставшиеся в живых бойцы влились в армейские части и продолжали борьбу за окончательную победу над врагом.
Slider: изображения не найдены